Британские котята, вислоухие котята, продажа котят

Обучение котенка

Так уж повелось, что нам обычно и в голову не приходит дрессировать кошек — мы разве что приучаем их пользоваться туалетом, да и это, как правило, делаем не мы, а мама-кошка, так что нашей заслуги тут нет почти никакой! Наши отношения с собакой гораздо в большей степени базируются на дрессировке — мы обучаем животное делать то, что нам нужно. С кошками дело обычно обстоит немного иначе. Эти хитрые бестии, когда им что-то нужно, очень медленно, терпеливо, но настойчиво дрессируют нас, своих владельцев. Почему бы нам не поучиться у них этому искусству? Что, если это поможет нам обрести хоть немного власти над ними — или, по крайней мере, позволит нам льстить себя мыслью, что мы наконец-то сумели чего-то от них добиться?
Давайте задумаемся сначала о том, почему животные (и люди тоже) выбирают те или иные варианты поведения. Подобно всем живым созданиям, кошки совершают какие-то действия, если извлекают из них пользу для себя. Например, если это действие помогает им выкарабкаться из опасных и нежелательных ситуаций, несущих боль или страх. В дальнейшем они постараются больше не попадать в такие ситуации, по крайней мере добровольно. Таким образом, если вы хотите добиться от кошки повторения каких-то действий, вам потребуется ее готовность действовать с вами заодно и ее желание эти действия повторить. Кошка должна понять, что получает поощрение, если ведет себя определенным образом.
Наказание — самый неподходящий метод обучения. Оно вызывает негодование, чувство обиды и страха не только у кошки, но и у ее хозяина Страх ни в коем случае не помогает учиться. Некоторые люди утверждают: кошка понимает, что поступает плохо, если, например, обдирает обои или мочится повсюду в доме. Это заблуждение. В представлении кошки эти ее поступки могут связаться с вашими странными, необъяснимыми вспышками агрессии, когда вы скачете вокруг, кричите и даже деретесь, но все это не вызывает у нее чувства вины — только испуг и непонимание. У животного крайне редко возникает ассоциация между гневом владельца и своим поведением. Все, чего мы можем добиться подобными наказаниями,— это разрушить сложившиеся добрые отношения. Если кошка делает что-то, то ее действия скорее всего являются естественной реакцией на конкретную ситуацию и на свои ощущения — например, на угрозу со стороны другой кошки. Наказание эту угрозу не устраняет и данную ситуацию не меняет, а только прибавляет кошке беспокойства. Имеются другие, более действенные способы прекратить нежелательные для вас поведенческие проявления, не вызывая у кошки неприятного чувства, что ее любимый хозяин неожиданно сошел с ума — вы должны вызывать у кошки не страх и боязнь конфликта, а радость и уверенность.
И не забывайте кошка — это не собака. Собаки — существа, ориентированные на жизнь в коллективе. У них существует целая поведенческая система, позволяющая уживаться друг с другом, уступать и при этом все же оставаться в стае. Быть частью стаи для собак невероятно важно, собака предпочтет остаться в стае, даже если там ее ждет наказание. Именно это позволяет нам дрессировать собак, используя изначально неверные методы угрозы и наказания, а они, ради того чтобы не быть изгнанными из нашей стаи, терпят и даже выполняют требуемое. Возможно, они выполняют задания без особого энтузиазма, а порой крайне неохотно, возможно, живут с постоянным ощущением страха, но они идут на эти компромиссы из-за сильнейшей потребности остаться. Кошки — совершенно другое дело. Это отнюдь не коллективисты. Хотя они могут жить вместе, если захотят, однако изначально любая кошка гуляет сама по себе. Охотятся они в одиночку, а не группой, как псовые, защищаются тоже самостоятельно — кошка способна за себя постоять. Словом, каждая кошка сама отвечает за собственное выживание и безопасность. У кошки, в отличие от собак, отсутствует набор поведенческих реакций, помогающих находить компромиссы, и не существует таких мотивов, которые заставили бы ее оставаться там, где она ощущает угрозу, где чувствует себя неуютно. К кошке, если вы хотите чего-то от нее добиться, нужен совершенно иной подход. Если вы примените тот же подход по отношению к собаке и вместо наказания будете использовать поощрение, то результат превзойдет ваши ожидания: собака будет изо всех сил стараться заслужить награду за выполненное задание, а заодно и право занимать в стае стабильное и предсказуемое место. В итоге и вы будете вознаграждены — у вас будет спокойная и довольная жизнью собака. Итак, подумайте о поощрениях. В наши дни поощрений для кошек множество, но то, что понравится одному котенку, на другого может не произвести никакого впечатления. Вернемся к собакам: для них подобрать награду проще: подавляющее большинство собак очень интересуются едой. Они жаждут внимания, места в стае, а многие породы нацелены на выполнение определенных видов деятельности, от которых сами получают удовольствие. Позвольте им выполнять эту работу, например, находить и приносить добычу или идти по следу,— и это уже само по себе будет для них наградой. Кому из нас не приходилось видеть, как собаки наслаждаются, выполняя задания, которые им по нраву? Поручите борзой идти по следу или Лабрадору догонять дичь — им это вряд ли понравится, да и результат будет не блестящий!
Что мы можем предложить кошкам? Некоторым нравится поесть, другие любят поиграть, для третьих самое главное — наши внимание и ласка. Наказания в этом списке вы не найдете, их нельзя принуждать; с кошками, в отличие от собак и даже людей, это не проходит. Подумайте, как дрессируют других животных: кому придет в голову наказывать дельфина за то, что тот прыгнул недостаточно высоко? Повторюсь: не нужно принуждать кошку, лучше подумать, чем ее заинтересовать. И хотя люди слишком часто прибегают к наказаниям, срывая свою неудовлетворенность, в данном случае нужно попытаться быть выше этого, подумать о стимулах и вообще начать вести себя по-другому — это окупится! С кошками нельзя срываться, на смену грубой силе должен прийти разум. Это сделает процесс обучения вашего котенка более результативным и превратит его в настоящее удовольствие для вас обоих. Если вы сумеете научить кошку, то те же методы сможете применять на собаках и даже детях — увидите, как легко вам станет. Надо только постараться понять, чего хочет ваш ученик, подумать, какое поощрение сработает в данном случае, и потом только стараться поспевать вовремя это поощрение выдавать, чтобы ученик понял: награда получена им за определенное действие. Отличный старт!
Здесь вы можете спросить: «А зачем мне, собственно, чему-то учить кошку?» Ну, можно, конечно, выдрессировать ее на выполнение каких-то трюков, но мы, любители кошек, инстинктивно чувствуем, что кошки, что ни говори, выше этого. Имея дело с такими элегантными и независимыми созданиями (мы ведь и держим-то их потому, что восхищаемся этими качествами), не хочется унижать их дрессировкой. Наша цель иная — добиться того, чтобы наладить с котенком контакт, добиться взаимопонимания. Очень хорошо и полезно, например, научить котенка прибегать на ваш зов, суметь объяснить ему, какое поведение в доме приветствуется, а какое — неприемлемо. Обучение укрепляет связь между нами и нашими кошками; оно позволяет нам обоим взглянуть друг на друга под несколько иным углом зрения. Нам полезно разобраться в том, какие вещи в наших отношениях срабатывают, а какие — нет, не говоря уж о неимоверном укреплении взаимного доверия, это позволяет нам сделать жизнь кошки более интересной и активной. Вы не только начинаете обдумывать, как закрепить то или иное поведенческое проявление своего котенка, но и размышляете, как вам вести себя, чтобы это его не оттолкнуло. Хорошие отношения между двумя личностями — будь то люди или человек и животное — основываются на взаимном уважении и понимании. Все это требует от нас работы ума. Методы, которые базируются на добре и ласке, эффективны и должны приводить к контакту, так что, добившись успеха, вы с удовлетворением чувствуете, что по-настоящему начинаете понимать, как думает ваша кошка. Конечно, чтобы этого добиться, нужно проделать некоторую предварительную работу, побольше узнать о кошках, о том, каким они видят мир и каковы их естественные реакции — немного про это рассказано в главе 12, но, если вы хотите лучше разобраться в поведении кошек, лучше покопаться и в других книгах.
Что побуждает котенка учиться — особенно учиться чему-то совсем для него новому, тому, что хотите преподать ему вы? Кошки настолько свободолюбивы и не раболепны, что едва ли станут делать что-то просто так. Необходимо подобрать какой-то стимул, чтобы заинтересовать котенка, что-то такое, что он точно любит,— креветку, кусочек сыра, курицы, а может, сырой печенки.
Не нужно предлагать котенку в качестве поощрения сухой корм из его же кормушки, доступной в любое время суток. Представьте, что вас учат заполнять налоговую декларацию, а в награду дают ломтик хлеба — согласитесь, что лангуст и бокал шампанского были бы в данном случае более уместны! В зоомагазинах и супермаркегах можно найти самые разные вещи, привлекательные для кошки,— остается только выяснить, что именно она любит, потому что вкусы каждой кошки очень индивидуальны. Когда выясните, не кормите котенка этим продуктом все время. Приберегите, чтобы добиться максимального эффекта! Есть и такие кошки, для которых еда вообще не представляет ни малейшего интереса, зато они всегда рады поиграть или ждут, чтобы с ними поговорили или погладили каким-то особым способом. В любом случае мощный стимул очень нужен и важен, особенно на начальных стадиях обучения!
После того как вы подобрали поощрение, нужно потренироваться давать его вовремя. Здесь важен хороший темп. Нужно предложить награду котенку сразу же, не теряя ни секунды после того, как он сделает то, чего вы от него добиваетесь. В мозге котенка должна сформироваться и закрепиться связь между его действием и приятной для него вещью — это поможет' ему запомнить, что такое поведение приводит к чему-то хорошему. Промедление — даже на секунду — может разрушить связь, и до котенка просто не дойдет то, что вы пытались внушить. Но причина не в том, что у вас тупой котенок,— всему виной ваша нерасторопность.
Теперь обдумайте и сформулируйте для самого себя, чего вы, собственно, хотите от котенка, чему хотите его научить. И опять взгляните на это задание с его, кошачьей точки зрения. Если вы хотите научить его пользоваться специальной кошачьей дверцей-хлопушкой, помните: котенок не знает, что надо достаточно сильно пихнуть этот предмет — на вид твердый и незыблемый,— чтобы открыть его. Он не понимает, что надо пробраться в отверстие, и уж подавно не ожидает, что, если не поторопиться, дверца упадет и прищемит ему хвост! Обязательно разбейте задание на несколько этапов — чем больше их получится, тем лучше — и спокойно, методично, неторопливо отрабатывайте выполнение каждого этапа. Однажды, путешествуя по Флориде, я была на аттракционе с китами-касатками в «Морском мире» и видела там удивительный трюю касатка подплывала под своего тренера и на огромной скорости выскакивала снизу, носом выталкивая человека из воды. Тренер вылетал, как из катапульты,— очень эффектный номер, особенно как представишь себе, какой силы должен быть этот толчок! Я бьша поражена и задумалась, на сколько же простых шагов нужно было разбить весь трюк, чтобы добиться такой слаженной работы — ведь касатка должна понять, что именно от нее требуется. Ведь если бы кит понял что-то неверно, человеку грозила бы смертельная опасность! И хотя кот — это не кит, зато кошку почти невозможно заставить делать что-то — при малейшем проявлении нетерпения или недовольства с вашей стороны она просто повернется и уйдет, чтобы заняться чем-то более приятным. У плохого дрессировщика с кошкой ничего не выйдет — поэтому старайтесь изо всех сил!
Выберите время, когда вас обоих ничто не отвлекает, и постарайтесь, чтобы вам никто не мешал — дети, собаки и другие кошки могут решить, что здесь происходит что-то интересное и попытаются присоединиться к вашей компании. Награда должна быть у вас наготове Даже не пытайтесь заниматься с кошкой, улучив для этого минутку между приготовлением ужина, телефонным разговором с подругой и попытками отправить детей в постель. Разберитесь со всеми делами, сделайте глубокий вдох и потом уже сосредоточьтесь на этом важном занятии. Обратите внимание на настроение котенка. У каждого из нас бывают часы (а иногда дни), когда мы не можем ни на чем сконцентрироваться и не хотим заниматься никакими новыми делами. Но наступает и другое время, когда нам интересно и приятно поучиться чему-то. То же самое, кстати, относится и к вам, тренеру,— не приступайте к занятиям, если чувствуете, что вы раздражены или просто не в духе: сорвавшись на котенка, вы ничего хорошего не добьетесь.
Если котенок кажется вам усталым, сонным, если он слишком возбужден или ему просто неинтересно, попытайтесь разок-другой, но не настаивайте и отложите занятие до лучших времени. Вы никогда не замечали, что, когда начинаешь что-то делать в первый раз, все кажется невероятно трудным, но уже на другой день не кажется и вполовину таким сложным? Такой эффект хорошо известен в психологии: для того чтобы то, чему вы учитесь, улеглось и закрепилось, требуется время, поэтому в следующий раз все кажется более понятным. Это очень полезно при дрессировке. Можно добиться неплохих результатов, если уроки будут короткими и приятными для вас обоих, с продолжительными перерывами между ними.