Британские котята, вислоухие котята, продажа котят

Все нужно делать вовремя

В последние годы с новой силой разгорелась дискуссия о роли среды и воспитания, о том, какое воздействие на наши характеры оказывают гены, а какое — опыт и окружение. Как чаще всего и бывает, лучше избегать крайностей. В наше время стала возможной расшифровка и подробное знакомство с геномами, то есть полными наборами генов, человека и многих видов животных, а также получены данные о процессах, которые происходят в мозге по мере развития организма. Хотя скорее всего очень многое от нас по-прежнему сокрыто, кое-что удается прояснить. Например, спало очевидным, что ряд генов может включаться и выключаться — другими словами, их деятельность запускается или тормозится определенными факторами внешней среды. Таким образом, все наши качества вовсе не высечены на каменных скрижалях при рождении — не существует карты, по которой можно прочитать жизнь и точно узнать, как мы ее проживем, как будем реагировать или поступать в определенных обстоятельствах. Скорее можно говорить о потенциальных реакциях, которые могут быть приведены или не приведены в действие в зависимости от того, как сложится жизнь, какие ситуации нам придется пережить. Внешние впечатления воздействуют на гены, а гены могут определять то, насколько сильно отразятся на нас эти внешние впечатления — сложная взаимосвязь, благодаря которой становится возможным возникновение огромного спектра различных типов личности или вариантов поведения.
Но на самом деле все еще сложнее! Мы узнали, что существуют определенные очень важные периоды особой восприимчивости — отрезки времени, когда неустойчивому еще характеру, как сырому, незастывшему цементу, можно придать разные формы,— и что периоды эти ограничены. Потом «цемент» застывает, и изменить сложившиеся стереотипы поведения бывает почти невозможно.
Возьмем для наглядности какой-нибудь крайний случай, например поведение гусей, которым первый, кого они видят, вылупившись из яйца, представляется матерью. Запечатлев «мать» в памяти, гусенок затем уверенно следует за ней повсюду. При этом в левом полушарии мозга гусенка происходит ряд изменений, сопровождающих процесс запечатления: изменяется форма нервных клеток — нейронов, образуются новые синапсы (места соединений нервных волокон), активируются определенные гены. Если эта часть мозга повреждена, образ матери у гусенка не запечатлевается. Дело в том, что для запечатления важно, чтобы особое химическое вещество (нейромедиатор), отвечающее за химическую передачу нервных импульсов от одной нервной клетки к другой, было воспринято рецептором, «приемником». Но рецептор этот работает недолго, он отключается спустя десять часов после вылупления птенца. Поэтому запечатление зрительного образа матери происходит в очень ограниченный отрезок времени, когда в определенной части мозга могут происходить изменения, позволяющие затем гусенку узнавать маму. Другое исследование показало, что люди, у которых в раннем детстве было плохое зрение, но которым удалось его исправить в результате лечения, никогда впоследствии не могут видеть так же, как люди с изначально нормальным зрением: их мозг уже не способен научиться правильно воспринимать картинку — слишком поздно. Если мозг не прошел стадию обучения и результат первых впечатлений не был внесен в его профамму, он не в состоянии интерпретировать то, что видят глаза. Критический период был упущен. Ученые обнаружили также, что мозг обезьян может изменяться в течение определенного периода после рождения — изменяться под воздействием первых внешних впечатлений,— но вскоре он теряет эту способность к адаптации. Представляется, что внешние впечатления активизируют работу некоторых генов, отвечающих, например, за то, чтобы научиться смотреть, научиться видеть и правильно воспринимать увиденное.
Еще один удивительный пример связан с усвоением произношения. Способности к восприятию и переменам в молодости намного выше, с возрастом гибкость утрачивается. Даже если человек прожил в какой-то стране пятьдесят лет, но приехал 1уда взрослым, он все же будет говорить с акцентом той страны, в которой прошли первые пятнадцать-двадцать пять лет его жизни. И в самом деле, способность выучить язык, освоить его полностью, со всеми закавыками и грамматическими трудностями, присуща молодым, а с наступлением возраста половой зрелости может полностью исчезнуть. Это не раз было продемонстрировано на примерах одичавших детей, «маугли», которых вырастили и выкормили животные и у которых поэтому не было возможности научиться говорить в первые тринадцать лет жизни. Они не могли справиться с грамматикой, не могли освоить язык, даже несмотря на то, что им удавалось запомнить довольно много слов. Один из таких детей был, по результатам обследований, сочтен очень развитым в интеллектуальном отношении, но даже он не сумел заговорить. Если мозг вовремя не прошел тренировки, слушая речь окружающих и реагируя на нее, то соответствующая зона не развивается, а если опоздать, то потом, когда период обучения упущен, мозг уже просто не способен формировать необходимые правильные пути, без которых речь не может развиться.
Мы говорим «критический, решающий» период, имея в виду, что некоторые генетические переключения ограничены определенным временем, в которое происходит процесс обучения. Первые восемь недель жизни кошки если и не являются буквально «решающими», то все же чрезвычайно важны, так как в это время котенок учится воспринимать людей, других животных, в том числе других кошек, и ладить с ними. Соответственно, если этот период «восприимчивости» упустить, то позже у кошки возникнет множество проблем, связанных с ее неумением приспособиться к жизни рядом с людьми.
В это время котята вообще очень восприимчивы к новым ощущениям, они легко обучаются, у них развиваются разные навыки. При этом важно и то, что они бесстрашно идут навстречу новому, так как их организм еще «не умеет», а точнее, еще не знает, чего нужно бояться. Это дает котенку время на то, чтобы научиться, как вести себя и как реагировать в различных ситуациях. В противном случае ему ничего не оставалось бы делать, как уносить ноги от любой потенциальной опасности. В возрасте семи-восьми недель тело котенка, развиваясь, учит его куда быстрее реагировать на опасность, чем мозг. Стало быть, у кошки есть только ограниченное время, когда она способна научиться, как вести себя в тех или иных ситуациях, если они возникнут. Это то время, когда кошка без труда впитывает основы социального поведения. Для домашней кошки это означает, что, научившись в детстве общению с себе подобными, с людьми и другими животными, она сможет нормально, адекватно воспринимать окружающих и позднее, когда вырастет и станет взрослой. В тот же период котенок еще и учится, как вести себя с незнакомыми объектами, у него вырабатывается уверенная манера поведения — он привыкает иметь дело с новыми зрительными образами, звуками, ощущениями и впечатлениями.
Критический возрасг социализации у кошек — от двух до семи недель. После этого, какими бы ни были условия и уход, чрезвычайно трудно изменить сложившиеся стереотипы, от которых зависит, будет ли кошка счастлива и сумеет ли приспособиться к жизни среди людей, в их доме, со всеми присущими ему шумами и движением. Для заводчиков очень важно не упустить этот момент, проследить за тем, чтобы котята имели возможность постоянно контактировать с людьми, обеспечить им разнообразные впечатления, влияющие на физическое развитие котят, формирование у них правильных поведенческих реакций, в частности на снижение боязливости. Важно, чтобы котята общались с разными людьми, чтобы у них были контакты по крайней мере с четырьмя разными людьми вместо одного-двух. Важно и время контакта, доказано, что котята, с которыми люди занимались по сорок минут в день, вырастают намного более уверенными и общительными, чем те, которые общались с людьми по пятнадцать минут. Однако перегибать палку тоже не стоит — увеличение времени контакта свыше сорока минут в день не привело к значительному улучшению результатов. Итак, сорок — сорок пять минут общения с котятами — это оптимальное время, которого следует придерживаться. Конечно, никакого вреда от дополнительного общения не будет, но, если ваше время ограничено, ориентируйтесь на три четверти часа, не меньше.